RUS  |  ENG
О компании Наши услуги Мероприятия Публикации Контакты

Публикации

ВЫ СМОЖЕТЕ УДИВИТЬ ОПТИМИСТОВ, ИЛИ КАК ДЕЛАТЬ КАРЬЕРУ В ПЕРИОД НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ?. Статья Б.Артюшина на E-xecutive.ru 06/06/2013

04.07.2013

Сильная боль парализует все желания, кроме одного – избавиться от нее сейчас же любым способом. В больнице ставят блокаторы и боль уходит. Но на смену приходит беспокойство за здоровье вообще, и вы задаете врачу вопрос: «Что со мной, доктор?».

Наверняка вам покажется поверхностным и несерьезным ответ типа: «Ну, это был такой приступ».

Вам хочется знать причину и хочется, чтобы врач ее установил, подтвердил диагноз и прописал лечение. Вас не интересует уже сам факт появления приступа, вы хотите понять, в чем причина и устранить ее.

Вам повезло, вам попался отличный диагност, настоящий «Доктор Хаус» в отечественной больнице. Теперь вы здоровы, и всю эту историю можно благополучно забыть.

Вы вернетесь в рабочий строй, к руководству своим подразделением, и наверняка столкнетесь с ворохом проблем – все срочно и важно. Предупредите домашних, что будете поздно, выходные проведете на работе, в понедельник – опять недовольное начальство, стресс. Все, как всегда, по нарастающей.

Может, стоит вернуться в больницу? Нет, не в качестве пациента, а в качестве исследователя. Как врачи привели в порядок такую сложную систему, какой является человеческий организм? Возможно, есть шанс найти аналогию с тем, как действуют квалифицированные доктора и как действуют менеджеры? Функционирующая компания – это тоже организм, но он значительно проще человеческого.

Если бы вам в больнице не установили правильный диагноз, то ваше состояние, скорее всего, стало бы ухудшаться. Размножались бы новые симптомы и врачи, как пожарные, тушили бы одно возгорание за другим… Не так ли у вас на работе?

Что такое процесс установки диагноза в общем понимании? Это осознание врачом того главного фактора, который породил почти все симптомы болезни, – той значительной причины, которая и уложила вас в постель. Вся проблема в том, что эта причина не сразу очевидна. Врачу пришлось провести анализы, оценить внешние проявления, выявить между ними связи и только тогда дать окончательный ответ. Одним словом, это серьезная работа, в результате которой вы были заинтересованы, как никто другой.

Теперь вернемся на работу.

Подразделение, в котором вы работаете, тоже в некотором смысле нездорово и требует улучшения самочувствия. Проблемы, которые множатся и давят – это скорее симптомы, чем причины болезни. Вы убираете одну, а на этом месте, как головы Горыныча, вырастают три… Это бесконечная суетливая битва может поставить на вас клеймо: «Не справляется, не успевает, нет видимых улучшений». А тогда – поминай, как звали, успешная карьера 

Где источник проблем в вашей зоне ответственности? – это вопрос, похожий на «Что со мной, доктор?» стоило бы задать себе и своим сотрудникам. Тогда появился бы шанс обнаружить главную проблему, которая порождает столько нестыковок, задержек, потерь качества, низких продаж и.т.п. Но в чем парадокс?

Если вы вдруг спросите руководителей, которые в вашем управлении, являются начальниками отделов и групп, что является главной причиной, которая не позволяет вам производить и продавать больше товаров и услуг, – то ответов будет столько же, сколько участников опроса!

Трудно даже представить, что бы консилиум врачей назвал больше чем одну-две возможные проблемы, повлиявшие на здоровье больного.

Каждый знает, что лучше устранять причину, а не следствие. Однако множество проблем на поверхности, с которыми приходится иметь дело ежедневно, создают ложное представление, что они порождены разными причинами. В тоже время в любом бизнесе нетрудно различить систему из связанных элементов:

  • в банках – от привлечения денег до их размещения;
  • в производстве – от сырья и комплектующих, через переделы к конечному продукту;
  • в продажах – от закупок до реализации по всем каналам продаж.

Мы всегда имеем дело с системой. Еще в начале ХХ века было известно, что производительностью в связанных системах управляют одно-два критических элемента. Когда мы хотим улучшить производительность наших бизнес-систем, то стоит обратить внимание именно на критическую зону – главную причину, а не ее следствия.

Странно, что, понимая данный факт, многие руководители продолжают добиваться улучшений путем устранения множества следствий, а не одной критической проблемы. В итоге мы получаем замах на рубль, а удар на копейку. У врачей – недолеченный больной, а в бизнесе – низкие показатели, слабый рост, падение конкурентоспособности.

Мы проводим интервью с большим числом управленцев. Многие быстро отвечают на вопрос, что в их зоне ответственности является главной проблемой. Однако в 90% случаев из 100% внимательный разбор ситуации показывает, что они заблуждаются и называют следствие причиной. Такая неважная статистика в 90% дает основания для очень оптимистичного прогноза. Она показывает, что если изменить фокус усилий менеджеров, то в любом бизнесе возможны значительные улучшения. Это понимание надо себе просто вернуть. Потому что слишком жестоко пропускать всех через горнило больниц и поликлиник, чтобы руководители начали требовать один понятный диагноз для себя и искать понятный диагноз для своего бизнеса.

Уже несколько кризисных лет эффективность и оптимизация находится в центре внимания многих компаний. В тоже время им что-то не позволяет увеличивать свои продажи и развивать бизнесы. Этим действительно трудно заниматься, когда под нами больше 50% рынка. Но когда доля в 0.5; 1 или 5%, то даже закоренелый пессимист даст уверенный ответ, что рост возможен.

Не в том ли причина слабого роста, что менеджмент часто видит последствия, но не знает причину и тратит время и силы на негодный объект.

Ведь каждый день каждый из нас с утра и часто до позднего времени на работе. Но устраняем ли мы главную проблему нашего бизнеса? Вот в чем вопрос.

Здесь же кроется одна из важнейших причин кризиса многих карьерных амбиций. Трудно добиться значительных успехов, если бороться со следствиями. Кто вас заметит, если ваши усилия приводят к незначительным успехам? Хотите быть заметными – добивайтесь Результатов с большой буквы. Научитесь находить критические проблемы и устранять их. В окружении, когда 90% менеджеров борются с последствиями, вы будете выглядеть, как Гулливер в стране лилипутов. Вас невозможно будет не заметить.

К сожалению, критическая проблема – это не пирожок с начинкой: откусил и сразу увидел, что внутри…

В то же время, она не требует десяти лет работы нескольких институтов. Поиск требует правильной постановки задачи, алгоритма, внимания, логики, сосредоточенности, интуиции, времени – и дело будет сделано.

Что еще очень важно – каждый человек не способен всегда находить правильные решения. Когда-нибудь самонадеянность подводит любого. Поэтому лучше сразу начать «эксплуатировать» опыт и способности своих подчиненных. Коллективный разум, который действует в верном направлении, умеет творить чудеса и снижает риск возможной ошибки. В этом случае менеджер больше выступает, как заказчик решения, носитель алгоритма, организатор и оценщик логики и идей своего профессионального окружения. Беспроигрышное и самое правильное поведение для развития вашей управленческой карьеры.

За решениями по устранению ключевой проблемы идут реальные деловые успехи. Это же лучшая мотивация и для вашего коллектива. Искать и устранять то, что максимально сдерживает, добиваться результатов, внимания руководства,финансовых и карьерных перспектив. Это по-настоящему заводит!

Если у вас получится, то это будет прецедент. Возможно, что ваши достижения разбудят интерес всей компании. Тогда можно надеяться, что это приведет к постепенной смене парадигмы управления в целом. От каскада небольших улучшений на второстепенных объектах бизнеса к устранению основных критических проблем.

Опять вернусь к медицинскому примеру. Что такое критическая проблема? Это очень широкое понятие. Источником симптомов может быть не только дисфункция какого-то органа. Причина может находиться извне, как-то внешний источник загрязнения, плохая экология, солнечная активность и т.п.

Так и в бизнесе отношения с поставщиками и потребителями, производство, качество, логистика, операции, маркетинг,каналы продаж, мотивация, обучение персонала, IT, сам рынок и окружение – каждый элемент отдельно или их совокупность может оказаться критической проблемой, определяющей производительность бизнеса в целом. Просто надо всегда помнить, что, как абсолютно здоровых людей не бывает, так и бизнес-систем не бывает без ключевой проблемы. И, как правило, такая проблема одна. Меняйте свою систему управления, добивайтесь успеха, и не попадайте к докторам!